«Жизнь Луганска», 9 июня 2010 г.
№ 23 (1041)
РАМПА!
ПЕРЕБИРАЯ СТЕКЛЫШКИ-МГНОВЕНИЯ..
«Первый раз в жизни такое вижу: зародыши с двумя фотоаппаратами и ноутбуком, задрав штаны, бегут в Америку. Именно такими мгновениями жизнь и прекрасна, когда ты созерцаешь то, чего не созерцал ранее» (Петр Гладилин, „Фотоаппараты»).
Вот уже седьмой раз подряд по окончании учебного года народный студенческий театр факультета общественных профессий Луганского национального аграрного университета представил новый спектакль. Но этот год стал особенным: у театра появилось имя. И врад ли случайным совпадением был дебют театра «Миг» со спектаклем, в котором ярко и неистово звучит мысль об огромной ценности каждого мгновения жизни при всей ее быстротечности.
Пьеса «Фотоаппараты» в творчестве московского драматурга Петра Гладилина - одна из новых. Похоже, она поставлена на сцене впервые. Было много сомнений, но, в конце концов, режиссер Михаил Гончаров и молодые актеры взяли этот сложный материал на темы жизни и смерти, предопределенности судьбы, самых глубинных вопросов существования. И были вознаграждены: полный зал, горячие аплодисменты вперемежку со слезами, восторженные отзывы специалистов...
Жанр спектакля? Уж точно не реализм, хотя язык и не поворачивается назвать это театром абсурда. Театр - аллегория, ассоциация, театр - сновидение? Пока будущие мамы спят, зародыши (режиссер предпочитает называть их «нерожденные люди») берут их фотоаппараты - «Соньку» и «Олимпус», шесть мегапикселей - и сбегают на речку, чтобы погулять, подышать свежим воздухом, пофотографировать. Знакомятся с бабочкой и мухой, а потом возвращаются домой и тихонько кладут фотоаппараты на место. А однажды убегают в Америку, чтобы устроиться фоторепортерами в «Санди Таймс» или «Нью-Иоркер»... Не правда ли, напоминает логику сновидения? И среди действующих лиц - не только существа, живущие на земле, но и те, которых нет в реальном мире.
Фотография, как известно, - это символ остановленного и сохраненного мгновения. А что такое идеальный снимок - мечта фотохудожника? Может быть, это предельное воплощение принципа «жить здесь и сейчас», это вся жизнь - в одном миге, а дальше?.. А в пьесе сделать такую фотографию помогает некий Аарон, но это не настоящее имя, потому что его мама не выговаривала первую букву «икс». Он, также как и зародыши, не виден на снимках...
Впечатляют образы Бабочки и навозной мухи Дункель. Бабочка - роскошная шоколадница, «шоко-ба- бочка», и как пронзительны последние моменты ее однодневной жизни! Стекляшки от люстр, выброшенные с завода неподалеку, становятся для нее символами этих крошечных мгновений, таких разных, она их перебирает, прощаясь... Муха живет дольше, до осени, но наступает и ее черед пересматривать свою коллекцию мгновений. Поневоле вспоминается песня о миге между прошлым и будущим. Кстати, Алексей Апросинкин написал удачное музыкальное сопровождение, лиричное, драматичное. Есть и запоминающаяся, много раз повторенная в конце мелодия - лейтмотив спектакля.
Декораций - никаких. Вернее, посреди сцены стоит постамент - для всего, а в остальном - как в «бедном театре» польского театрального педагога Ежи Гротовского - все выразительные средства содержатся в самом актере. И это уже определенный уровень актерского профессионализма. А ведь есть точка зрения, согласно которой молодежные театры по определению выше уровнем, чем профессиональные. .. Впрочем, был еще один элемент декораций, современный: превосходный видеоряд на большом экране (художник по свету В. Хаджи- нов), усиливший эмоциональное впечатление от спектакля во много раз.
«Идея - на откуп зрителя», - говорит режиссер. Смыслов здесь, похоже, столько, сколько зрительских душ. Подготовка спектакля тоже шла не совсем обычно: «застольный период», когда актеры начинают разбирать пьесу, вчувствоваться в нее, занял половину учебного года, причем в сентябре и октябре репетиций как таковых не было - а были задушевные беседы на разные темы, что тоже оказалось необходимым для сборки будущего спектакля. Одной из режиссерских концепций была детскость героев. Чтобы сыграть это правильно, студенты-актеры не раз наведывались в детский сад, наблюдали...
Ко всему прочему, это комедия. Количество юмора здесь также через » край.
Что дальше? В планах Михаила Гончарова - через год поставить сказку нашего знаменитого земляка, барда Александра Литвинова (Веня Д’ркин). Он тоже учился в нашем аграрном университете. А что касается , более близкого будущего... Хотелось бы, чтобы не уплыли с Хароном «Фотоаппараты», спектакль, сыгранный со всей искренностью молодости, по- , множенной на силу талантливой драматургии. Но пока ожидается только один показ, в октябре.
Приглашаются думающие зрители. Вход свободный.
СВЕТЛАНА ДЗЮБА
Нет комментариев
Добавить комментарий