Статьи

Театр «Миг» отметил переезд в областной ДК премьерой

Светлана Дзюба «Молодогвардеец» от 23 мая 2012 г.

Ссылка на оригинал 

«Я хочу позвонить на Луну!». Так называется пьеса, «сумасшедшая драма», Евгения Ищенко и Андрея Ткаченко. «Я хочу поставить с ребятами этот спектакль», – решил Михаил Гончаров, руководитель молодежного театра «Миг», как только прочел пьесу. В этот момент он еще не подозревал, насколько трудной окажется реализация этой идеи… Не мог он знать и того, что благодаря ей коллектив театра выйдет на качественно новый уровень


Театр живет десять лет Михаила Гончарова любители театра знают в двух «ипостасях»: как актера академического областного театра кукол и как руководителя народного студенческого театра на факультете общественных профессий национального аграрного университета. В этом университете режиссер проработал около десяти лет и поставил восемь спектаклей. В них участвовали в основном студенты младших курсов, состав менялся каждый год. Как правило, раз в год ставился один спектакль. Репетиции начинались в сентябре, обычно по расписанию – два раза в неделю, но увлеченные творческой работой студенты собирались чаще. Бывало, и в каникулы, и в праздники. Премьеры проходили в мае – в конце учебного года. 


Свой дебют – «Про Федота-стрельца» – режиссер считает не совсем удачным, зато, по его словам, успешным был следующий спектакль – «Семейный детектив». Затем были две постановки пьес известного «молодежного» драматурга В. Жеребцова – «Театр одного зрителя» и «Потомок»; «Дорогая Елена Сергеевна» – также сложная психологическая драма, по которой был поставлен известный фильм эпохи перестройки; необычные и пронзительные «Фотоаппараты»; «Пыль на шузах» – музыкальный спектакль о творчестве Вени Д’ркина. Была и комедия – «Моя профессия – сеньор из общества». 


Пьеса «Я хочу позвонить на Луну!» написана в 2000 году, но еще не была поставлена нигде. Режиссер выбирает сложные пьесы. Говоря о нынешней премьере, он объясняет свой выбор так:


– Если во время чтения пьесы по коже пошли мурашки, значит, надо брать ее для постановки. Она задела меня и моих ребят, они тоже сказали: надо ставить.


…Любовь, по Бегбедеру, живет три года. Некоторые знатоки театра считают, что театр живет  десять лет, после чего дух его умирает. Студенческий театр, обретя новую сцену в областном дворце культуры (многие в городе по старинке называют его ДК железнодорожников), в день своей премьеры 19 мая получил второе рождение.


– Я думаю, десять лет у нас еще впереди есть, – говорит Михаил Гончаров.


Есть только миг…

– У нас в Луганске нет ни одного театрального помещения, где была бы такая шикарная акустика. Мы работаем здесь уже два месяца, и когда приходим сюда, нас встречают с улыбками, помогают. Мы очень рады, что попали в такой коллектив, – признается режиссер.


К тому же работа в ДК железнодорожников не ограничена учебным расписанием, здесь можно чаще ставить новые спектакли, можно и восстанавливать те, что были показаны один-два раза. Сценография-то уже есть. Кстати, коллектив, занятый в новом спектакле, – это те же студенты аграрного университета, пришедшие вместе с режиссером, хотя теперь театр открыт для всех молодых людей, желающих прикоснуться к актерскому искусству.


Название театра – «Миг» – родилось спонтанно два года назад (тогда работали над спектаклем «Фотоаппараты», где речь идет о мгновениях), однако до премьеры на сцене областного дворца культуры официально нигде не значилось. 


– Сегодня здесь первый раз так назвались. Сегодня у нас премьера, рождение, эта сцена нам стала родной, – говорит руководитель театра. 


Кстати, «Фотоаппараты» будут следующим спектаклем, который коллектив собирается восстановить и показать зрителям. Так решили его участники большинством голосов. А следующий «в очереди» на восстановление – «Пыль на шузах». Эта работа для режиссера – не просто дань памяти барду Александру Литвинову (он же Веня Д’ркин, он же Дрантя).


– Когда мы были еще детьми, он жил в нашем доме, мы на четвертом этаже, а он на пятом, – делится Михаил Гончаров. – Они вскоре переехали, и когда я спустя время увидел фотографии, я узнал его отца. А потом узнал, что этот человек умер в 29 лет, но написал столько музыки, стихов и сказок, что я был поражен. Я решил, что именно об этом человеке нужно сделать спектакль. Тем более фестивали, посвященные ему, проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, и он там больше известен, чем у себя на родине…
Спектакль оказался очень удачным, собрал множество хороших отзывов.


Призыв к покаянию

«Я хочу позвонить на Луну» – девятая работа коллектива. По сюжету пьесы школьный учитель пригласил на день рождения пять своих коллег. Потом запер их на своей даче, чтобы они не могли выйти, и рассказал о прошлых грехах каждого из них. Оказалось, что все эти уважаемые люди когда-то кого-то убили – не своими руками, так опосредованно, иногда даже не подозревая об этом. Кроме одного из них. Этот учитель раскопал о них информацию и затеял все это, потому что сам убил родителей – чисто случайно, и хотел, чтобы коллеги раскаялись, думая, что ему от этого станет легче.


– Я не хотел сказать, что именно учителя такие. Убийство – это крайний случай, но может быть какая-то мелочь, за которую нам стыдно. Какие-то поступки, которые мы пытаемся скрыть, – объясняет свой замысел режиссер. – Я считаю, что у каждого человека, у всех нас здесь сидящих и у меня тоже что-то такое есть. И здесь важно не обличение зла, а то, что мы призываем каждого человека покаяться, попросить прощения. Не так важно – у самого себя, у Бога, у родных и близких, друзей. Может быть, у того, кого уже нет в живых… Но до тех пор, пока человек будет искать себе оправдания, настоящего покаяния не будет. 


Сложный в моральном отношении, даже жестокий. Станет ли человек лучше, если вытащить на свет божий его «скелеты в шкафу», прилюдно раскрыть его темное прошлое? Сомнительно. В прощении важны обе стороны: как умение прощать, так и способность просить прощения. И если человек к последнему не готов, станет ли готов в результате таких вот насильственных воздействий, или все же сработает инстинкт самосохранения души?


Впрочем, режиссер признает: главный герой делает это ради себя, а не ради перевоспитания окружающих… Ясно одно – спектакль заставляет думать о нравственных вопросах, думать интенсивно и напряженно.
Несколько слов о постановочных эффектах. Колосов ходит по сцене мимо остальных персонажей не видя их – это как совмещение двух разных миров. Тень от Валька, «потемневшего ангела», в финале выглядит просто угрожающей… А вот падающая с грохотом дверь появилась в спектакле случайно (как-то раз упала на репетиции). Случайно нашлась и музыкальная тема – песня группы «Мертвые дельфины»:
На моей Луне я всегда один,Разведу костер, посижу в тени.На моей Луне пропадаю я,Сам себе король, сам себе судья…


Руководитель театра доволен игрой актеров и тем, как между ними складывается сотрудничество. Так, Яна Березина, которой по роли 60 лет, – первокурсница. Она отлично справилась с ролью.Итак, театр «Миг» родился. Не в один миг, и хочется думать, на много лет.


– А вы волновались перед этим спектаклем? – спросила режиссера самая маленькая зрительница.– Не то слово, солнышко, конечно волновался. Если не будешь волноваться, ничего не получится. Так что волноваться обязательно нужно!

Нет комментариев

Добавить комментарий