Статьи

ПЕРЕБИРАЯ СТЕКЛЫШКИ-МГНОВЕНИЯ..

«Жизнь Луганска», 9 июня 2010 г.

№ 23 (1041) 

Светлана Дзюба

Ссылка на скан 

 

РАМПА!

ПЕРЕБИРАЯ СТЕКЛЫШКИ-МГНОВЕНИЯ..

 

«Первый раз в жизни такое вижу: зародыши с двумя фотоап­паратами и ноутбуком, задрав штаны, бегут в Америку. Имен­но такими мгновениями жизнь и прекрасна, когда ты созер­цаешь то, чего не созерцал ранее» (Петр Гладилин, „Фотоаппараты»).


 

Вот уже седьмой раз подряд по окончании учебного года народный студенческий театр факультета обще­ственных профессий Луганского на­ционального аграрного университета представил новый спектакль. Но этот год стал особенным: у театра появи­лось имя. И врад ли случайным со­впадением был дебют театра «Миг» со спектаклем, в котором ярко и неис­тово звучит мысль об огромной цен­ности каждого мгновения жизни при всей ее быстротечности.

Пьеса «Фотоаппараты» в творче­стве московского драматурга Петра Гладилина - одна из новых. Похоже, она поставлена на сцене впервые. Было много сомнений, но, в конце концов, режиссер Михаил Гончаров и молодые актеры взяли этот слож­ный материал на темы жизни и смер­ти, предопределенности судьбы, са­мых глубинных вопросов существо­вания. И были вознаграждены: пол­ный зал, горячие аплодисменты впе­ремежку со слезами, восторженные от­зывы специалистов...

Жанр спектакля? Уж точно не реа­лизм, хотя язык и не поворачивается назвать это театром абсурда. Театр - аллегория, ассоциация, театр - сно­видение? Пока будущие мамы спят, зародыши (режиссер предпочитает называть их «нерожденные люди») берут их фотоаппараты - «Соньку» и «Олимпус», шесть мегапикселей - и сбегают на речку, чтобы погулять, подышать свежим воздухом, пофотог­рафировать. Знакомятся с бабочкой и мухой, а потом возвращаются до­мой и тихонько кладут фотоаппара­ты на место. А однажды убегают в Америку, чтобы устроиться фоторе­портерами в «Санди Таймс» или «Нью-Иоркер»... Не правда ли, на­поминает логику сновидения? И сре­ди действующих лиц - не только су­щества, живущие на земле, но и те, которых нет в реальном мире.

Фотография, как известно, - это символ остановленного и сохранен­ного мгновения. А что такое идеаль­ный снимок - мечта фотохудожни­ка? Может быть, это предельное воп­лощение принципа «жить здесь и сей­час», это вся жизнь - в одном миге, а дальше?.. А в пьесе сделать такую фотографию помогает некий Аарон, но это не настоящее имя, потому что его мама не выговаривала первую бук­ву «икс». Он, также как и зародыши, не виден на снимках...

Впечатляют образы Бабочки и навозной мухи Дункель. Бабочка - роскошная шоколадница, «шоко-ба- бочка», и как пронзительны после­дние моменты ее однодневной жиз­ни! Стекляшки от люстр, выброшен­ные с завода неподалеку, становятся для нее символами этих крошечных мгновений, таких разных, она их пе­ребирает, прощаясь... Муха живет дольше, до осени, но наступает и ее черед пересматривать свою коллек­цию мгновений. Поневоле вспоми­нается песня о миге между прошлым и будущим. Кстати, Алексей Апросинкин написал удачное музыкаль­ное сопровождение, лиричное, дра­матичное. Есть и запоминающаяся, много раз повторенная в конце мело­дия - лейтмотив спектакля.

Декораций - никаких. Вернее, посреди сцены стоит постамент - для всего, а в остальном - как в «бедном театре» польского театрального педа­гога Ежи Гротовского - все вырази­тельные средства содержатся в самом актере. И это уже определенный уро­вень актерского профессионализма. А ведь есть точка зрения, согласно ко­торой молодежные театры по опреде­лению выше уровнем, чем профес­сиональные. .. Впрочем, был еще один элемент декораций, современный: превосходный видеоряд на большом экране (художник по свету В. Хаджи- нов), усиливший эмоциональное впечатление от спектакля во много раз.

«Идея - на откуп зрителя», - го­ворит режиссер. Смыслов здесь, по­хоже, столько, сколько зрительских душ. Подготовка спектакля тоже шла не совсем обычно: «застольный пе­риод», когда актеры начинают раз­бирать пьесу, вчувствоваться в нее, занял половину учебного года, при­чем в сентябре и октябре репетиций как таковых не было - а были заду­шевные беседы на разные темы, что тоже оказалось необходимым для сборки будущего спектакля. Одной из режиссерских концепций была детс­кость героев. Чтобы сыграть это пра­вильно, студенты-актеры не раз на­ведывались в детский сад, наблю­дали...

Ко всему прочему, это комедия. Количество юмора здесь также через » край.

Что дальше? В планах Михаила Гончарова - через год поставить сказ­ку нашего знаменитого земляка, бар­да Александра Литвинова (Веня Д’ркин). Он тоже учился в нашем аг­рарном университете. А что касается , более близкого будущего... Хотелось бы, чтобы не уплыли с Хароном «Фо­тоаппараты», спектакль, сыгранный со всей искренностью молодости, по- , множенной на силу талантливой драматургии. Но пока ожидается только один показ, в октябре.

Приглашаются думающие зрите­ли. Вход свободный.

СВЕТЛАНА ДЗЮБА

Нет комментариев

Добавить комментарий