Статьи

Предупреждение молодёжи


«Жизнь Луганска», 11 июня 2008 г. №24 (934)

Когда актёры студенческого театра играют спектакль. поставленный хорошим режиссёром. обычно не сомневаешься в искренности их игры. её приближённости к жизни. Так было и в этот раз, когда на сцене ДК студентов Луганского национального аграрного университета шла премьера - «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской. Пьеса «о трудных подростках» была написана, согласно обычаям поздних брежневских времён, по договору с министерством культуры. Тема была “проходная"‚ НИЧЕГО ПЛОХОГО НИ ДЛЯ КОГО не предвещала - впрочем, как и последовавшей громкой славы. Когда осенью 80-го года пьеса впервые была прочитана на семинаре молодых драматургов в Дубулты, она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Редакторы из министерства культуры сделали вид, что такой пьесы нет и никогда не было. Но судьба распорядилась иначе - уже через год храбрые эстонцы поставили пьесу в Таллинне в Молодежном театре.
Спустя год молодой режиссёр Семён Спивак. при поддержке главного |режиссера театра им. Ленинского комсомола Г. М. Опоркова. поставил пьесу в Ленинграде. В целом же она пребывала под негласным запретом. Не было конца "сдачам" спектаклей, "принимали", вернее. не принимали. многочисленные инстанции. Статья Виктора Розова в защиту пьесы на страницах "Литературной газеты" послужила ей наилучшей рекламой. Пьесу узнали во всей стране. её ставили везде. где только разрешали местные партийные власти. она шла с огромным успехом. Но это продолжалось не более года...

В начале горбачёвской перестройки. спустя несколько лет после запрещения. о пьесе снова вспомнили. Эльдар Рязанов снял фильм с Мариной Неёловой в главной роли. возобновились спектакли в театрах. Пьеса прошла по всем театрам Советского Союза. более того - по всей Европе. Её также ставили в Америке и Канаде. а самый большой успех на её долю выпал е Германии - она шла, пожалуй. во всех городах страны. Подзабытую ныне. но не потерявшую актуальности драму поставили студенты аграрного университета - участники народного студенческого театра при факультете общественных профессий. В театре занятьв. в основном, студенты младших курсов. его состав меняется каждый год. «Дорогая Елена Сергеевна» - пятая постановка в этом молодом театре Михаила ГОНЧАРОВА, ведущего актёра Луганского академического областного театра кукол. –

Михаил Вячеславович, что вас привлекло именно в этой пьеса?

- Мы рискнули взять эту известную вещь. потому что многие из молодых ребят её не знают - она сейчас практически нигде не ставится. и фильм не смотрели - он сейчас довольно редко идёт. Может быть, считается, что пьеса уже не актуальна. Но я думаю, что она очень близка сегодняшнему дню. и многие слева, которые прозвучали сегодня со сцены. адресованы непосредственно каждому зрителю. Например. о жажде власти - сейчас всё это есть. И такие странные учителя. которые взяток не беру‘. тоже есть.

- Как проходила работа над спектаклем?

 Всё получилось легко, слаженно с самого начала? - С ребятами было приятно работать. они молодцы. У нас занятия по расписанию два раза в неделю. но мы собирались как минимум четыре. Репетировали и на каникулах. и в праздники. Работали весь учебный год, начиная с сентября. многое убирали и добавляли. Да, мы изменили некоторые вещи, такие, например. как -наших родителей трояком не разоришь» - у нас «полтинником не разоришь». Мы многое «подчистили- - пусть автор нас простит... У нас два состава. Репетировали вместе. а потом решали. кто будет играть в первом составе, кто во втором.

 - Расскажите, пожалуйста, вкратце о ваших предыдущих спектаклях.

- Я работаю здесь уже 7 лет. Первая моя работа здесь — пьеса Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца», её тогда многие ставили. Может быть, это не самая удачная моя постановка. но вторая была довольно удачной — «Семейный детектив», она шла пять лет назад. Затем я нашёл такого интересного для меня автора. как Владимир Жеребцов‚ и два спектакля подряд было по его пьесам - «Театр одного зрителя» и «Потомок».

- Что бы вы хотели поставить в будущем?

– Хочется комедию. Казалось бы, это просто. но хорошую комедию поставить очень тяжело.

…Ученики приходят на день рождения к своей учительница. Но‚ кроме этого. у них есть ещё одна заветная цель. Они хотят взять ключик от сейфа. в котором лежат их контрольные работы. Убедившись, что это не так про сто. они прибегают к любым методам и средствам, и в течение всего спектакля мы видим противостояние учительницы и её учеников. пустивших в ход все способы давления. которые только они смогли придумать. На наших глазах идёт страшная морально-психологическая борьба между Еленой Сергеевной, отстаивающей «старые, отжившие» идеалы, и будущими капиталистами новой страны, готовыми пойти на всё.

Конечно. роль Елены Сергеевны (Кристина Хорошилова) была наиболее сложной в спектакле, где все роли играют молодые ребята. Но и остальные персонажи — четверо показавших себя недочеловеками подростков — также получились яркими, разными, запоминающимися. Музыка, написанная Алексеем Апросинкиным, помогает действию только е некоторых моментах. поддерживая их фоном, декорации — скромная обстановка квартиры немолодой учительницы. Главное же в спектакле - диалоги, раскрывающие характеры. Наверное, в большом, уютном зале ДК студентов не осталось ни одного равнодушного зрителя.

...0ни получили что хотели. добились своей цели, но в то же время не достигли её. Не было радости на лице Володи, завладевшего заветным ключом, вместо бурного ликования — что-то смазанное, досадное. раздражённое. да, видимо. и не может быть иначе, ведь настоящая радость доступна только людям, иълеющим душу. И об этом ещё раз напомнили режиссёр и актёры, поставившие спектакль - предупреждение молодёжи.

И ещё о том, что Учитель - это всё-таки очень тяжёлая профессия. Если с большой буквы.

Светлана ДЗЮБА

Нет комментариев

Добавить комментарий