Статьи

А сердцу по прежнему горько...

В. Володина "Жизнь Луганска" №19 (876) от 9 мая 2007


А сердцу по прежнему горько...

Великая Отечественная. Начало - 22 июня 1941-го. Конец - 9 мая 1945-го между этими двумя датами не дни, не месяцы. Между ними почти четыре года напряжённых, кровавых, безжалостных и тяжких.  Живых свидетелей тех лет осталось не так много. Они помнят.


А о чём помнить сегодняшним молодым, как им представить то, что не укладывается в понятия человека мирной жизни? Да, фильмы, книги, встречи с ветеранами. Но это как бы в стороне, чуть отстранённо. А если бы не в стороне, если бы тебе такое? Об этом наверное думал известный драматург Владимир Жеребцов когда писал современную драму о войне под названием “Потомок”, события которой удивительно органично связали прошлое и настоящее, сплавили воедино мысли и поступки разных поколений. Чтобы помнили, чтобы представили именно себя на месте тех, кто оказался один на один со страшным понятием “война”

С этой же мыслью выбирал пьесу для постановки её к празднику Победы режиссёр самодеятельного театра ведущий актёр Луганского академического областного театра кукол Михаил Гончаров. Под его руководством молодой студенческий театр, созданный с 2001 году на факультете общественных профессий при Луганском национальном аграрном университете, не раз подтверждал звание “народного”. Год тому назад немалый успех выпал на долю спектакля “Театр одного зрителя”, а сегодня на сцене в основном первокурсники, и, надо отдать должное ребятам, играют они весьма успешно. Может быть, потому что содержание пьесы “Потомок” касается непосредственно  молодых, пытливых и неравнодушных к далеким событиям прошлого, участниками  которых были их ровесники.

Уже само название пьесы говорит о связи времён. Почти детективная завязка переносит главного героя из наших дней в 1942 год, в обстановку военного госпиталя,отрезанного от своих частей внезапным наступлением фашистов. Так сложилось, что жизнь парня неожиданно оказалась висящей на волоске - война дело нешуточное, и тем кто встал на защиту Отечества, приходилось всегда быть начеку - любой неизвестный мог оказаться  шпионом или диверсантом. Нашему современнику пришлось отвечать перед ними и за себя и за страну, в которой всё так изменилось за 62 года. Что мог сказать он людям прошлого о светлом будущем, в которое они свято верили и за которое отдали свои молодые жизни?

С этой ролью достойно справился студент 2-го курса экономического факультета Александр Азизов, которому надо было прожить на сцене кусок жизни своего героя так, как будто он действительно нёс ответственность за себя и за того парня, который очень хотел жить любить и совсем не хотел убивать.

На войне, как и в жизни, не бывает только положительных героев, и в связи с этим нельзя не отметить игру Кейдунова Олега, которому досталась  роль капитана НКВД, жестоко и неотступно следующего приказу выполнить задание любой ценой, даже ценой человеческих жизней. Очень достоверно обозначены интонации, твёрдый металл в голосе, прищуренные глаза и привычная внутренняя установка - не доверять никому и никогда‚ даже если просто по-человечески требуется понимание и сочувствие людям, оказавшимся в сложной обстановке.

Зубарев Валерий, исполнитель роли фронтового шофёра, сумел найти яркие краски для своего героя, этакого практичного солдата, успевающего и задание выполнить, и о себе не забыть даже в экстремальной ситуации. Симпатичен Никифоров Алексей в роли раненного, помогающего двум женщинам, врачу и санитарке, выполнять обязанности, которых хватило бы на десяток мужчин. С ролью военврача неплохо справилась Хорошилова Кристина, однако чувствовалось, что ей все же трудно убедительно сыграть немолодую женщину,  умудрённую жизненным опытом, на которую возложена за жизни ее подопечных. Громова Злата в роли экскурсовода музея и Тютерева Светлана в роли девушки санитарки в целом соответствовали своим героиням, хотя волнение дебютанток несколько затрудняло подачу образов в чётком ритме и с нужными интонациями, Думается, что опыт сценической игры со временам исправит эти неточности.

К удачам спектакля можно отнести подбор музыки, звуковых и световых эффектов. Сцена, где герои перебирают старые фото уже в сегодняшние дни, добавляет проникновенную нотку к общему настроению грусти об ушедших от нас. Этот приём сценографически усиливается в финале обрамлением действующих лиц поочерёдно как бы в фотографическую рамку, запечатлевшую образы прошлого навечно,

Отрадно, что спектакль “Потомок” был очень живо воспринят молодёжной аудиторией. Хочется пожелать народному студенческому театру успешного совершенствования в служении Мельпомене и от души поблагодарить ребят за доброту и честность их сердец, через которые они постарались, может быть, несколько наивно, но с большим желанием, пропустить искренние чувства и переживания. человека, брошенного судьбой в жернова войны.

Премьера спектакля “Потомок” состоялась 4 мая 2007 года в большом зале Луганского национального аграрного университета.

В. ВОЛОДИНА

заведующая

литературной частью

Луганского академического

областного театра кукол

На снимке: коллектив студенческого театра

          




Анна Иванова

Это спектакль я запомнила, он запал в душу.

Комментировать