Новости

Театр «Миг» отметил переезд в областной ДК премьерой

Светлана Дзюба

Ссылка на оригинал 

«Я хочу позвонить на Луну!». Так называется пьеса, «сумасшедшая драма», Евгения Ищенко и Андрея Ткаченко. «Я хочу поставить с ребятами этот спектакль», – решил Михаил Гончаров, руководитель молодежного театра «Миг», как только прочел пьесу. В этот момент он еще не подозревал, насколько трудной окажется реализация этой идеи… Не мог он знать и того, что благодаря ей коллектив театра выйдет на качественно новый уровень


Театр живет десять лет Михаила Гончарова любители театра знают в двух «ипостасях»: как актера академического областного театра кукол и как руководителя народного студенческого театра на факультете общественных профессий национального аграрного университета. В этом университете режиссер проработал около десяти лет и поставил восемь спектаклей. В них участвовали в основном студенты младших курсов, состав менялся каждый год. Как правило, раз в год ставился один спектакль. Репетиции начинались в сентябре, обычно по расписанию – два раза в неделю, но увлеченные творческой работой студенты собирались чаще. Бывало, и в каникулы, и в праздники. Премьеры проходили в мае – в конце учебного года. 


Свой дебют – «Про Федота-стрельца» – режиссер считает не совсем удачным, зато, по его словам, успешным был следующий спектакль – «Семейный детектив». Затем были две постановки пьес известного «молодежного» драматурга В. Жеребцова – «Театр одного зрителя» и «Потомок»; «Дорогая Елена Сергеевна» – также сложная психологическая драма, по которой был поставлен известный фильм эпохи перестройки; необычные и пронзительные «Фотоаппараты»; «Пыль на шузах» – музыкальный спектакль о творчестве Вени Д’ркина. Была и комедия – «Моя профессия – сеньор из общества». 


Пьеса «Я хочу позвонить на Луну!» написана в 2000 году, но еще не была поставлена нигде. Режиссер выбирает сложные пьесы. Говоря о нынешней премьере, он объясняет свой выбор так:


– Если во время чтения пьесы по коже пошли мурашки, значит, надо брать ее для постановки. Она задела меня и моих ребят, они тоже сказали: надо ставить.


…Любовь, по Бегбедеру, живет три года. Некоторые знатоки театра считают, что театр живет  десять лет, после чего дух его умирает. Студенческий театр, обретя новую сцену в областном дворце культуры (многие в городе по старинке называют его ДК железнодорожников), в день своей премьеры 19 мая получил второе рождение.


– Я думаю, десять лет у нас еще впереди есть, – говорит Михаил Гончаров.


Есть только миг…

– У нас в Луганске нет ни одного театрального помещения, где была бы такая шикарная акустика. Мы работаем здесь уже два месяца, и когда приходим сюда, нас встречают с улыбками, помогают. Мы очень рады, что попали в такой коллектив, – признается режиссер.


К тому же работа в ДК железнодорожников не ограничена учебным расписанием, здесь можно чаще ставить новые спектакли, можно и восстанавливать те, что были показаны один-два раза. Сценография-то уже есть. Кстати, коллектив, занятый в новом спектакле, – это те же студенты аграрного университета, пришедшие вместе с режиссером, хотя теперь театр открыт для всех молодых людей, желающих прикоснуться к актерскому искусству.


Название театра – «Миг» – родилось спонтанно два года назад (тогда работали над спектаклем «Фотоаппараты», где речь идет о мгновениях), однако до премьеры на сцене областного дворца культуры официально нигде не значилось. 


– Сегодня здесь первый раз так назвались. Сегодня у нас премьера, рождение, эта сцена нам стала родной, – говорит руководитель театра. 


Кстати, «Фотоаппараты» будут следующим спектаклем, который коллектив собирается восстановить и показать зрителям. Так решили его участники большинством голосов. А следующий «в очереди» на восстановление – «Пыль на шузах». Эта работа для режиссера – не просто дань памяти барду Александру Литвинову (он же Веня Д’ркин, он же Дрантя).


– Когда мы были еще детьми, он жил в нашем доме, мы на четвертом этаже, а он на пятом, – делится Михаил Гончаров. – Они вскоре переехали, и когда я спустя время увидел фотографии, я узнал его отца. А потом узнал, что этот человек умер в 29 лет, но написал столько музыки, стихов и сказок, что я был поражен. Я решил, что именно об этом человеке нужно сделать спектакль. Тем более фестивали, посвященные ему, проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Харькове, и он там больше известен, чем у себя на родине…
Спектакль оказался очень удачным, собрал множество хороших отзывов.


Призыв к покаянию

«Я хочу позвонить на Луну» – девятая работа коллектива. По сюжету пьесы школьный учитель пригласил на день рождения пять своих коллег. Потом запер их на своей даче, чтобы они не могли выйти, и рассказал о прошлых грехах каждого из них. Оказалось, что все эти уважаемые люди когда-то кого-то убили – не своими руками, так опосредованно, иногда даже не подозревая об этом. Кроме одного из них. Этот учитель раскопал о них информацию и затеял все это, потому что сам убил родителей – чисто случайно, и хотел, чтобы коллеги раскаялись, думая, что ему от этого станет легче.


– Я не хотел сказать, что именно учителя такие. Убийство – это крайний случай, но может быть какая-то мелочь, за которую нам стыдно. Какие-то поступки, которые мы пытаемся скрыть, – объясняет свой замысел режиссер. – Я считаю, что у каждого человека, у всех нас здесь сидящих и у меня тоже что-то такое есть. И здесь важно не обличение зла, а то, что мы призываем каждого человека покаяться, попросить прощения. Не так важно – у самого себя, у Бога, у родных и близких, друзей. Может быть, у того, кого уже нет в живых… Но до тех пор, пока человек будет искать себе оправдания, настоящего покаяния не будет. 


Сложный в моральном отношении, даже жестокий. Станет ли человек лучше, если вытащить на свет божий его «скелеты в шкафу», прилюдно раскрыть его темное прошлое? Сомнительно. В прощении важны обе стороны: как умение прощать, так и способность просить прощения. И если человек к последнему не готов, станет ли готов в результате таких вот насильственных воздействий, или все же сработает инстинкт самосохранения души?


Впрочем, режиссер признает: главный герой делает это ради себя, а не ради перевоспитания окружающих… Ясно одно – спектакль заставляет думать о нравственных вопросах, думать интенсивно и напряженно.
Несколько слов о постановочных эффектах. Колосов ходит по сцене мимо остальных персонажей не видя их – это как совмещение двух разных миров. Тень от Валька, «потемневшего ангела», в финале выглядит просто угрожающей… А вот падающая с грохотом дверь появилась в спектакле случайно (как-то раз упала на репетиции). Случайно нашлась и музыкальная тема – песня группы «Мертвые дельфины»:
На моей Луне я всегда один,Разведу костер, посижу в тени.На моей Луне пропадаю я,Сам себе король, сам себе судья…


Руководитель театра доволен игрой актеров и тем, как между ними складывается сотрудничество. Так, Яна Березина, которой по роли 60 лет, – первокурсница. Она отлично справилась с ролью.Итак, театр «Миг» родился. Не в один миг, и хочется думать, на много лет.


– А вы волновались перед этим спектаклем? – спросила режиссера самая маленькая зрительница.– Не то слово, солнышко, конечно волновался. Если не будешь волноваться, ничего не получится. Так что волноваться обязательно нужно!


Наталия Антонова, г. Самара

"Мне кажется, что спектакли подобного типа полезны для наших душ, погрязших в мире потребительства и мало задумающихся о душевных проблемах, муках совести, желании подстроиться под принятый стандарт и о том, что испытывает человек, терпящий бедствие на духовном уровне."

Комментировать